15 апреля 2005 года, Московский международный Дом музыки, Камерный зал
начало концерта в 19:00

"Бибер и Бахи "

оркестр

Pratum Integrum

Художественный руководитель орекстра
Павел Сербин (барочная виолончель)

Концертмейстер оркестра
Сергей Фильченко (барочная скрипка)

В программа концерта

И.-С. Бах - Бранденбургский концерт №3

Камерные сочинения Г.И.Ф. Бибера, А.Ф.Вайхляйна, Г.Муффата, И.Розенмюллера, И.Б.Баха

***

***

Кто такой И.-С. Бах? Смешной вопрос, правда?

Иоганн Себастьян – один из восьмидесяти девяти Бахов, живших в Германии с середины XVI столетия. В XIX веке славный род прервался: последним из Бахов был Вильгельм Фридрих Эрнст (1759 – 1845) – пианист и композитор. Он был внуком Иоганна Себастьяна и дожил до открытия памятника деду в Лейпциге.

Только одиннадцать известных Бахов не были музыкантами, и только один был Иоганном Себастьяном. На апрельских концертах Pratum Integrum кульминацией будет его блистательный Третий Бранденбургский. Он предстанет в окружении произведений, которые писали старшие современники, предшественники и родственники Баха. Музыка их так же разнообразна, как их судьбы.

Вот краткие биографические сведения о трех композиторах, о которых следовало бы писать в трех разных жанрах: ода, житие, детектив.

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644 – 1704) работал в Зальцбурге и здесь прошел все ступени карьерной лестницы, от привратника до капельмейстера, пожалованного многими титулами. На закате дней его посвятили в рыцари и сделали лордом-распорядителем.

Он был крупным композитором и скрипачом-виртуозом, обладал феноменальной техникой. Довольно часто он использовал не обычную, а расстроенную скрипку (не ту, у которой плохое настроение, а ту, у которой струны настроены особенно, по произвольному выбору композитора). Такой прием называется « scordatura» (ит. scordare – расстраивать). Если хотите послушать расстроенную («скордатурную») скрипку, – обратите внимание на Партиту Бибера.

В то время, когда Бибер успешно покорял сердца зальцбургских меломанов, в Бенедиктинском Университете в том же городе учился Андреас Франц Вайхляйн (1652 – 1706). Талантливый юноша занимался музыкой, но был не уверен, стоит ли ему продолжать. Встреча с Бибером, однако, решила его выбор: он стал композитором. Много лет он провел в бенедиктинском монастыре неподалеку от города Брессанон, ввел в обиход инструментальную музыку (до этого там только пели) – и был отмечен в летописи как композитор, принесший в монастырь музыкальное совершенство. Но после выборов нового аббата Вайхляйн был назначен приходским священником в городок недалеко от восточной границы Австрии, в том краю, который был разрушен во время турецких войн. По замыслу князя Эстергази, в подчинении которого находились эти земли, монахи-бенедектинцы должны были вновь вернуть к жизни эту область. Однако ситуация была настолько тяжелой, что Вайхляйну пришлось голодать, и вскоре он был вынужден просить у аббата помощи. Ему отказали. Композитор заболел тифом и умер, продержавшись на новом месте меньше года.

Карьера Иоганна Розенмюллера (1619 – 1684) начиналась блестяще: он окончил университет в Лейпциге, ему предлагали один пост за другим, он должен был стать кантором церкви св. Фомы (позже эту должность займет И.-С.Бах). Внезапно в 1655 г. вместо повышения по службе он попал под арест, но из тюрьмы бежал. После таких событий композитор вынужден был навсегда покинуть Германию. Это не помешало ему снова хорошо устроиться: он стал тромбонистом собора св. Марка в Венеции. Несмотря на то, что до конца своих дней он оставался в Италии, его не забыли на родине: именно в Германии сочинения Розенмюллера были особенно популярны, и в своей стране он оставался уважаемым и любимым композитором.

Строго говоря, из родственников Иоганна Себастьяна на концерте будет фигурировать только один – Иоганн Бернгард, органист, лучшие сочинения которого Иоганн Себастьян переписывал себе на память. Но в XVII веке, когда Бахов в Германии было много, эта фамилия использовалась как синоним слова «музыкант». Так что и Розенмюллер, и Вайхляйн – тоже Бахи. А вот Бибер – нет. С помощью долгих усилий добившись благосклонности императора, он был посвящен в рыцари и в 1690 г. получил имя: Бибер фон Биберн. Раз так – не будем называть его Бахом!