16 октября 2004 года, Московский Международный Дом Музыки, камерный зал

19 октября 2004 года, Московский театр "Школа драматического искусства", зал "Манеж"

"Безумный Тиц"

Антон Фердинанд Тиц (1742 - 1810)

Концерт оркестра Pratum Integrum
на исторических инструментах
(Россия, Москва)

Художественный руководитель
Павел Сербин (барочная виолончель)

Концертмейстер оркестра
С. Фильченко (барочная скрипка)

Солисты:
Дмитрий Синьковский (барочная скрипка)
Павел Сербин (барочная виолончель)

 

В программе

I отделение

Квартет ре минор для двух скрипок, альта и виолончели op. 1 №5, посвящен князю Д.М. Голицыну
Allegro
Rondo

Дуэт до мажор для скрипки и виолончели
Allegro
Rondo

Квинтет ре минор для двух скрипок, двух альтов и виолончели
Adagio con sordini - Allegro
Cantabile con sordini
Allegro assai - Allegretto - Allegro Assai


II отделение

Квинтет ми-бемоль мажор
Allegro maestoso
Adagio
Rondo

Симфония до мажор
Allegro di molto
Andantino
Prestissimo

Концерт ми-бемоль мажор для скрипки с оркестром
Allegro
Cantabile
Rondo

***

Антон Фердинанд Тиц (1742 - 1810) был блестящим композитором и скрипачом. В молодости он пользовался большой известностью в Вене, был знаком с Глюком и Гайдном, выступал на светских вечерах. В поисках успеха, а возможно и по каким-то иным причинам, он покинул Европу и с 1771 года жил в Петербурге. Казалось бы, судьба его складывалась удачно: он получил высокую должность (первый скрипач придворного оркестра), давал концерты и на городских сценах, и в кругу друзей Екатерины Великой, обучал игре на скрипке ее внука, будущего императора Александра I. Екатерина, по-видимому, благоволила композитору - но его мучила какая-то тайная печаль. "Сей превосходный музыкант, к удивлению всех, вдруг перестал говорить и уже близ года наблюдает глубокое безмолвие, не переставая притом восхищать по-прежнему игрой своей", - писал поэт И.Дмитриев. По слухам, Тиц сошел с ума от неразделенной любви. Он продолжал выступать, но его концерты становились все более редкими. Одно из его последних выступлений слышал Людвиг Шпор - Тиц исполнил тогда скрипичный Концерт ми-бемоль мажор (это единственный сохранившийся концерт композитора, он прозвучит и на сегодняшнем вечере). По словам Шпора, великим скрипачом Тиц не был, но как композитор он был гениален.
После смерти музыканта его сочинения рассеялись по архивам и библиотекам, возможно, многое не сохранилось. В настоящее время известны струнные ансамбли (дуэты, квартеты, квинтеты), несколько сонат с солирующей скрипкой, несколько вокальных произведений, одна симфония и один концерт.
Некоторые инструментальные сочинения Тица заметно отличаются от принятой при дворе беспечально-галантной музыки. Например, сегодня прозвучат Квартет и Квинтет (оба - в d-moll) - терпкие, искренние, трагичные, они напоминают о самых лучших минорах венских классиков и о катастрофах "серьезных" опер. Напротив, парадная Симфония, в финале которой появляется мелодия в русском стиле, написана как будто для торжественного приема или праздника. Забавный и милый Дуэт, изящно сочетающий интонации a la Russe с типичной европейской гармонией, настолько виртуозен, что едва ли его часто играли (особенно сложна в нем партия виолончели). Концерт - сочинение, в котором Тиц мог блеснуть и своим мастерством солиста, и своим импровизаторским даром: на каждом выступлении он с упоением сочинял новые варианты каденций.
В исполнении оркестра Pratum Integrum все звучащие на концерте произведения впервые записаны на диск: "Anton Ferdinand Tietz. Instrumental Music" (лейбл Caro Mitis).