  | 
  
            
      Пресса 11.09.2003 
              
       НОВАЯ СИМФОНИЯ ИЗ 18-ГО ВЕКА 
        газета "Культура" № 35-2003 
         
        В рамках Шереметьевских сезонов в музее-усадьбе "Останкино" 
        прошел концерт-презентация неизвестных сочинений Максима Березовского. 
        Имя этого композитора, жившего во второй половине XVIII века, 
        известно благодаря его великолепной духовной музыке. Правила композиции 
        светских жанров - симфонии, сонаты, оперы - он постигал в Италии, 
        где успешно стажировался несколько лет. Его дар получил признание 
        и одобрение самого падре Мартини - учителя Мысливечека и Моцарта, 
        а в Ливорно была с успехом поставлена опера Березовского "Демофонт" на либретто прославленного Метастазио. Но в России его талант 
                не успел развернуться в полной мере: в возрасте 31 года молодой 
                композитор при невыясненных обстоятельствах покончил жизнь самоубийством.  
        На родине его инструментальная музыка зазвучала лишь спустя 200 
        лет. Павел Сербин - инициатор и художественный руководитель этого 
        проекта - перед концертом поделился, как трудно было разыскать 
        рассеянные по всему миру опусы Березовского: скрипичные сонаты 
        обитали во Французской национальной библиотеке, клавирные сонаты 
        - в библиотеке Краковского университета, единственная Симфония 
        - в частном архиве в Риме.  
        Для исполнения этих сочинений собралась команда единомышленников 
        - музыканты, специализирующиеся в аутентичном исполнительстве 
        старинной музыки: Ольга Мартынова, играющая на клавесине и молоточковом 
        фортепиано XVIII века, петербургский скрипач Сергей Фильченко, 
        певица Галина Кныш, наконец, сам Павел Сербин, успешно концертирующий 
        на барочной виолончели и виоле да гамба. Для исполнения первой 
        русской симфонии - каковой хронологически является опус М. Березовского 
        - был собран камерный оркестр (дирижер - Т.Курентзис), музыканты 
        которого также играют на исторических инструментах. Его название 
        - Pratum Integrum (что в переводе означает "Нескошенный луг") 
                - вполне символично: в России невспаханное поле отечественной 
                старинной музыки еще только предстоит осваивать. Но первые шаги 
                на этом пути уже сделаны. 
         
        Евгения КРИВИЦКАЯ 
              оригинал статьи на сайте газеты "Культура" и на сайте "Агенства 
                Культурной Информации"  
 
               
               |