Пресса

15.03.2004
Три века за неделю (фрагмент)
Петр Поспелов, газета Ведомости

Молодой дирижер Теодор Курентзис, быстро выходящий в лидеры столичной музыкальной жизни, стал главным действующим лицом трех самых заметных концертов минувшей недели.
Молодежный камерный оркестр Pratum integrum исполнил раритеты русской музыки XVIII в. Национальный филармонический оркестр России - на пышном концерте в честь покойного Евгения Колобова - оперную музыку XIX в. Опытные "Виртуозы Москвы" сыграли небанальную программу из века ХХ-го. Теодор Курентзис дирижировал всеми тремя концертами.
Сначала об оркестре Pratum integrum. Так не бывает, но факт: молодые энтузиасты старинной музыки, увлеченные аутентичным исполнительством, создали коллектив, а не столь молодые меценаты (бизнесмены, некогда учившиеся музыке и не разучившиеся ее любить) их поддержали. Теперь Pratum integrum ( "Нескошенный луг") имеет стабильный состав из двух десятков человек, базу и материальную поддержку компании "Музыка массам". Молодые музыканты - вдохновенные догматики: они играют в "низком строе", на жильных струнах, все духовые инструменты - натуральные, старинные. Подобный оркестр - Оркестр Екатерины Великой - недавно создан и в Петербурге; по большому счету это одна компания молодых "аутентистов". Pratum integrum дебютировал летом прошлого года, а зимой состоялось статусное "крещение" молодого оркестра: с ним выступил приглашенный из Голландии мэтр барочной скрипки Сигизвальд Кейкен.
Примечательно, что Павел Сербин (виолончелист, руководитель оркестра Pratum integrum) и его коллеги формируют "свой" репертуар: разыскивают, иногда реконструируют и исполняют старую русскую музыку. Они уже записали диск композитора XVIII в. Максима Березовского. В новой программе звучал также и его современник Дмитрий Бортнянский. В ариях из опер к оркестру присоединялась молодая певица Галина Кныш, осваивающая труднодоступный для русских певцов вокальный стиль классицизма.
Музыканты нового оркестра - мастера. Особенно это относится к струнникам, которые звучат свежо и дерзко. Все типичные приемы старинной игры любовно подчеркиваются и выпячиваются. Большинство номеров исполняется в ураганных темпах, с эмоциональным накалом, выходящим за академические рамки. Pratum integrum может играть без дирижера, глядя на смычок концертмейстера Сергея Фильченко, - так было на концерте в камерном зале Дома музыки. Но предпочитают все-таки с дирижером, хоть это и отступление от аутентичной нормы - так было на повторе программы в Рахманиновском зале консерватории, где команду возглавил Теодор Курентзис, тоже энтузиаст исторического исполнительства. ..

Петр Поспелов, газета Ведомости

оригинал статьи на сайте Ведомостей