Пресса

10.06.2004
"Большой барочный концерт"
Михаил Фихтенгольц, сайт "Афиша"

Если незнакомому с модным термином "аутентизм" человеку нужно вдруг объяснить, как выглядит и что делает заправский аутентист, то проще всего будет познакомить его с англичанином Тревором Пинноком - субъектом невзрачной внешности с глазами, которые загораются огнем, только когда он садится за клавесин или выходит к дирижерскому пульту. Впрочем, как такового дирижерского пульта у Пиннока никогда не было - он руководил оркестром прямо сидя за клавесином, что, кстати, тоже в традициях жанра.

Образцовый, можно сказать, идеальный аутентист Пиннок, клавесинист и дирижер в одном лице, очень долго вызывал у российских любителей старины жгучую зависть: слушая диски, выпущенные его оркестром The English Concert, они поражались аптекарской точности штриха и нюанса, когда каждый звук выходит кристально чистым, а тридцать человек дышат как один. The English Concert и вправду обгонял всех конкурентов в точности ансамбля и технической квалификации. Однако мода на перфекционизм англичан прошла в конце 1990-х - умами общественности завладели буйные итальянцы из Il Giardino Armonico, в интерпретации которых английская сдержанность сменилась южной безудержностью. И все же Тревор Пиннок, недавно покинувший The English Concert и целиком посвятивший себя клавесину, дорос в общественном сознании до положения патриарха - и именно как патриарха, настоящего гуру в области барокко его зазвали в Москву молодые местные энтузиасты, объединившиеся в оркестр Pratum Integrum. Посмотрим, что Пиннок может преподать начинающим столичным аутентистам. Учебный материал для занятий самый благодатный - Бах и Гендель.

Михаил Фихтенгольц

Оригинал статьи на сайте "Афиши"