Пресса

28.09.2005

Dolce vita в Доме Музыки

Анна Андрушкевич, cтатья была опубликована в сокращенном варианте под названием «Две Италии на Красных Холмах» в "Независимой газете" № 208 (3605), 28.09.2005

В эти выходные Дом Музыки открыл сезон двумя великолепными концертами в итальянском вкусе. В субботу в Камерном зале на концерте «Боккерини in folio» с оркестром Pratum Integrum выступил виолончелист и дирижер Иван Монигетти; в воскресенье открылся Светлановский зал: Национальный филармонический оркестр во главе с Владимиром Спиваковым сыграл «Итальянскую симфонию» Мендельсона и Первый скрипичный концерт Паганини (солистка – Хилари Хан).

Итак, крупная музыкальная организация начинает сезон в двух залах почти одновременно, причем даже на первый взгляд заметно, что программы концертов удивительно хорошо кореллируют (обе так или иначе касаются Италии). Надо сказать, что эти вечера никто не задумывал как цикл, они складывались по отдельности, но, кажется, набрели на общий знаменатель. Одна маленькая деталь, дивная случайность, о которой наверняка и сейчас еще не подозревает ни один из организаторов и даже ни один из участников, объединила концерты в стройный диптих. Заметна она могла быть только тем, кто побывал на обоих вечерах, а это очень небольшая часть публики.

Поскольку Дом Музыки у нас «международный», и этот статус уверенно подчеркнут каждый год – и приездом крупнейших музыкантов из-за рубежа, и самим подбором произведений – в начале сезона ему желательно было предложить не русскую программу, а какую-нибудь зарубежную, причем нужна была соответствующая случаю нарядная, пышная светская музыка. Такая, которая просто воплощает человеческие представления о радости. И с этой точки зрения изучить предложенные программы более чем интересно, потому что выясняется, что наши представления о радости содержат в себе итальянскую dolce vita, сотворенную из музыки классиков и романтиков: разные исполнители независимо друг от друга сошлись именно на итальянцах. Впрочем, удивительно не только это. Дело в том, что обладая категорически несходными взглядами и на репертуар, и на стиль ( Pratum Integrum играет в старинной манере и на исторических инструментах), музыканты все же совершенно случайно пересеклись, и точка их пересечения многое говорит о современных образах dolce vita.

В Камерном зале вознамерились оспорить имидж композитора Луиджи Боккерини (1743 – 1805), которого еще современники окрестили «женой Гайдна» за нежную мелодичность и изящество стиля. В наши дни простые смертные (зато решительно все) знают, в основном, одно сочинение Боккерини: его Менуэт. Этот вездесущий Менуэт раздается в визге мобильников, преподается детям в музыкальных школах, исполняется на всех возможных инструментах и даже перекладывается для пения. Между тем, помимо Менуэта, композитор написал несколько сотен струнных ансамблей, виолончельные сонаты и концерты (он был виртуозом-виолончелистом), немногим меньше тридцати симфоний и оперу «Клементина».

Изучив почти весь этот репертуар, виолончелист Иван Монигетти захотел показать Боккерини « in folio» – исполнить его крупные произведения, причем принципиально без Менуэта. Это он и сделал, и на концерте нам явили Боккерини «в большом формате». При этом в двух развернутых Виолончельных концертах, равно достойно исполненных П. Сербиным и И. Монигетти, помимо неприступной виртуозности, которая обоим исполнителям давалась как бы между прочим, действительно обнаружились размах и эмоциональный простор. Вообще, это была очень разнообразная программа, так что можно было оценить, с одной стороны, несомненное мастерство И. Монигетти, оркестра Pratum Integrum и приглашенных вокалисток (О. Гречко, Г. Кныш), а с другой – разнопланового Боккерини, нежные мелодии которого подчас вплетены в мускулистую драму (как в Симфонии до минор).

В Светлановском зале неожиданностей не должно было быть. Тут уж Италия должна была предстать в привычном солнечном амплуа, в сияющих безбурных тональностях. Получилось, однако, не совсем так. В Концерте Паганини солировала молодая американская скрипачка Хилари Хан, воспитанница филадельфийского Института Кёртиса, ученица Яши Бродского. В свои 25 лет она уже успела получить премию Грэмми за исполнение концертов Брамса и Стравинского, выпустить несколько дисков на Sony Classical, а затем – подписать контракт с Deutsche Grammophon. Тембр ее скрипки сочен, звонок и чист на удивление, техника абсолютно безупречна, но эта властная солистка в Концерте Паганини, который, в общем, прост по содержанию, чувствовала себя не совсем комфортно: ей бы что-нибудь более насыщенное размышлениями. Не случайно на бис Хилари играла Сарабанду из ре минорной Партиты И.-С. Баха, и здесь сразу все встало на свои места: она оказалась «в своем репертуаре», и эта маленькая пьеса, гордо и грациозно слетевшая в зал, произвела огромное впечатление. Паганини же не хватало искры, отчего он казался несколько нервным, так что карнавально-зажигательной Италии не получилось. Во втором отделении маэстро остался с оркестром один на один, и ему в этот вечер огня было не занимать, «Итальянская симфония» прозвучала очень достойно. Оркестр в хорошей форме, слажен, готов к струнным битвам в разработке, всем таинствам шелеста деревянных, всем медным парадам. И так хотелось бы сказать, что вот она, та самая праздничная Италия, веселый гомон которой жаждешь услышать на подобном концерте. Только есть один нюанс: автор «Итальянской симфонии» – немец Мендельсон, в Италии бывал исключительно проездом, и его симфония приводит на ум не настоящие карнавалы, а скорее «пир чужих людей на покинутом хозяевами месте» (П. Муратов писал так о Венеции).

Где же ожидаемая dolce vita? Она мгновенно появилась в ответ на бурные овации: Национальный филармонический сыграл на бис – что бы вы думали? – тот самый Менуэт Боккерини, которого так береглись в Камерном зале!

Вот какая уникальная пьеса: композитор, которого мы сейчас совершенно не знаем и только начинаем открывать, написавший несколько сотен струнных ансамблей, запомнился человечеству одним-единственным Менуэтом, который, однако, вошел в «коллективное сознание» как типичнейший представитель итальянской музыки, как воплощение «сладкой музыки», без которой уважающий себя концертный зал не может открыть сезон в итальянском вкусе. Знал бы об этом ироничный, гордый духом Боккерини…

 

Анна Андрушкевич

опубликованный вариант статьи на сайте Независимой Газеты