Пресса

10.04.2008

Баха объяснили пантомимой // "Страсти по Иоанну" в соборе Непорочного Зачатия
Сергей Ходнев, КОММЕРСАНТЪ № 60(3877) от 10.04.2008

В католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия три вечера подряд исполняли "Страсти по Иоанну" Баха. В качестве исполнителей были привлечены столичный оркестр Pratum Integrum и камерный хор того же собора, однако дирижера и главных солистов выписали из Германии, а событию придали черты театрального шоу. С трудом сохранял по этому поводу бесстрастие СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

В общем-то предельно естественная идея — "Страсти" Баха в храме, а не в концертном зале — в московских условиях смотрится новинкой. Новинкой тем более приятной, что организаторы проекта (католический собор и фонд "Искусство добра") постарались обеспечить музыкальной стороне события солидный уровень. Отсюда и "родные" певцы в главных партиях, и участие играющего на аутентичных инструментах оркестра Pratum Integrum. До сих пор "исторически информированными" версиями "Страстей" нас баловали разве что заезжие западные знаменитости — хотя уже мало кто поспорит с тем, что именно баховская музыка от попыток исполнять ее на старинный лад, как правило, особенно выигрывает.

Словом, это был интеллигентный и приятный замысел — к которому примешалось нечто катастрофически странное. Ход мыслей таков. "Страсти" связаны с традицией средневековых мистерий. Значит, для большей доходчивости стоит сопроводить исполнение театральным действом. Почему, зачем? Пассионы Баха вовсе не продолжают традицию мистерий (а только традицию чтения Евангелия "по ролям", если на то пошло), это вещи для исполнения в церкви, для богослужения, где старательно соблюдалась должная мера символичности и условности, тем более в богослужении протестантском.

Добро бы это еще был хороший театр. На тесном скрипучем помосте в разноцветных софитах разыгрывали мизансцены: пластическая группа в "ближневосточных" балахонах, делающая патетические жесты; Христос, Пилат и проч. (вернее, соответствующие солисты) в подобающих нарядах; для полного счастья еще и пара безмолвных "римских солдат" с бутафорским вооружением. Как сказал бы один римский современник евангельских событий, "какая-то пантомима с хором, а не триклиний почтенного дома". Судите сами, насколько все это уместно в "Страстях по Иоанну", пафос которых отнюдь не в демонстрировании безвкусных картинок а-ля детская Библия, а в углубленно-личном переживании соответствующих событий.

Но если закрыть глаза на этот малодостойный маскарад, оставалось-то действительно очень хорошее исполнение той музыки, из-за которой все и затевалось. Немецкий дирижер Винфрид Бениг в лице Pratum Integrum нашел команду опытных, даровитых и гибких профессионалов; помимо тщательности были здравые темпы, ровность интонации, отличный вкус — да и живое чувство тоже. В смысле своего значения для общей удачи мероприятия с оркестром успешно спорили певцы-солисты. Это была скорее неожиданность: четыре певца из Германии совсем молоды, нигде особенно не отметились, так что благоразумнее было и не ждать от них ничего такого. Вышло совсем иначе.

Юный тенор Ульрих Кордес огромную партию Евангелиста исполнил поразительно легко, уверенно, чисто и с многообещающим мастерством, демонстрируя свежий голос приятного тембра. Бас Ральф Риль (Иисус) и баритон Кристиан Пальм (Пилат) в своих небольших работах смогли быть убедительными и запоминающимися; опять же немецкий певец, бас Тило Дальманн, оказался самым интересным в квартете остальных солистов "без ролей". Среди последних заслуживали внимания аккуратная и стильная работа сопрано Валерии Сафоновой и благородство, с которым спел две альтовые арии Дмитрий Синьковский; но теноровые арии в исполнении Филиппа Чижевского отдавали такой неопытной самодеятельностью, что наводили на мысль о какой-то форс-мажорной замене — на фоне общего очень и очень неплохого уровня.

Акустика собора Непорочного Зачатия, хоть и приятна своей "готической" специфичностью, далеко не подарок, но даже из этого получалось извлекать некоторую выгоду. Скажем, слова Христа на кресте Ральф Риль пел, стоя на хорах (не вдаваться в конкретную изобразительность у устроителей хватило вкуса), и то, что обычный звук со сцены сменялся вот таким вот, далеким, суровым и надмирным, в данном случае было удачей. Если б устроители и действовали в таком духе, просто используя неординарность самой избранной ими площадки (вместо того чтобы устраивать горемычное "мистериальное" шоу, которое, напротив, можно развернуть где угодно еще, хоть в спортзале, хоть в ДК), цены бы этим "Страстям" не было.

 

СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

оригинал статьи на сайте "Коммерсанта"